Программа развития - стратегический документ, предназначенный для определения перспективных направлений развития школы на основе логического анализа и критического осмысления деятельности школы за прошедший период. В ней отражены тенденции изменения школы, охарактеризованы главные направления развития и меры по обновлению содержания и организации образовательного процесса и управления школой на основе инновационных процессов.
Программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа и управления школой, документов о модернизации образования в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях, долгосрочной целевой программы в сфере образования Мурманской области. В настоящий момент документ находится в стадии проекта. Утверждение программы развития планируется на коллегии Министерства образования и науки Мурманской области.
Паспорт Программы развития школы на 2015 - 2020 годы
Основные разработчики программы: Рабочая группа под руководством председателя Совета школы В.В. Дудкевич, заместителя начальника по кадрам и ВР ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
Принята: Педагогическим советом школы, протокол заседания №7 от 30.12.2015 г.
Законодательная база для разработки программы развития школы:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
- Концепция развития системы образования до 2020 года
- Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 N АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 №0100/8129-05-32 "О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде"
- Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
- Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-122 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Цель программы:
Создание педагогических условий, способствующих ресоциализации личности обучающихся осужденных, их полноценной адаптации к реалиям современного информационного общества после окончания срока отбывания наказания.
Реализация образовательных услуг, отвечающих задачам личностно ориентированного, универсального, комплексного, высокотехнологичного обучения, включающее в себя требования социального заказа, развивающего творческий потенциал личности обучающихся
Основные задачи программы:
- Создание условий для перехода на образовательные стандарты 2-го поколения. Изучение, разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ и педагогических технологий.;
- Формирование педагогической компетенции через изучение и внедрение инновационных технологий обучения.;
- Совершенствование методов и технологий обучения, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообразование обучающихся.;
- Формирование универсальных учебный действий обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.;
- Развитие материально-технической базы школы, за счет оснащения современной компьютерной техникой, лабораторно-исследовательскими комплексами, учебно-методическими комплектами.
Стратегические направления программы:
Создание условий для перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Изучение, разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ и педагогических технологий.
2.1. Развитие «Социального партнерства»:
2.1.1. Развитие межведомственного взаимодействия со структурными подразделениями исправительных учреждений и компетентными общественными структурами по вопросам эффективной ресоциализации обучающихся;
2.2. Реализация программ превентивного обучения;
2.3. Реализация факультативных курсов, направленных на формирование социальных компетенций обучающихся.
2.4. Внедрение здоровье сберегающих технологий.
Создание открытого информационного пространства.
Совершенствование приёмов и методов обучения, направленных на активизацию познавательной и творческой активности учащихся.
Развитие кадрового потенциала школы.
Этапы реализации Программы:
1-й этап (2015-2016 г.г.) – разработка проектов, обеспечивающих реализацию Программы развития.
Ожидаемые результаты:
- Готовность педагогического коллектива школы к реализации направлений Программы развития.
- Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность школы.
- Разработка стратегии изменения образовательного пространства школы.
- Публичная презентация Программы развития перед общественностью, размещение её на сайте школы.
2-й этап (2016 – 2018г.г.) – внедрение проектов.
Ожидаемые результаты:
- Модернизация материально-технической базы школы.
- Создание условий для личностного роста, развития творческих способностей обучающихся и педагогов школы.
3-й этап (2018 – 2020 гг.) – мониторинг качества выполнения проектов
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных по результатам реализации всех направлений Программы развития.
- Реализация проекта «Создание единого информационного пространства школы».
- Статьи, публикации по обобщению опыта работы.
Проведение инновационных семинаров по темам проектов.
Целевые показатели Программы - прогнозируемые результаты:
- Апробация и внедрение современных программ на основе требований стандартов второго поколения. Совершенствование системы образования, расширение видов и форм учебной и внеурочной деятельности обучающихся осужденных.
- Создание условий для функционирования школы на основе проблемно-ориентированного анализа и стратегического планирования.
- Создание целостной системы медико-психолого-педагогического взаимодействия школьников с целью реализации современных подходов к мониторингу качества образовательного процесса.
- Создание оптимальных условий реализации учебно-воспитательного процесса через эффективное использование различных ресурсов.
- Создание модульно-блочной системы мониторинга качества образования на основе современных индикаторов.
- Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса качеством образования.
Сроки реализации программы: с января 2015 года по декабрь 2020 года.
Основные исполнители Программы: Педагогический коллектив школы, обучающиеся, заинтересованные учреждения и ведомства
Финансовое обеспечение программы: Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: бюджет Мурманской области, финансовое обеспечение ИУ, дополнительные привлечённые средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
Порядок корректировки Программы: Внесение изменений по предложениям учредителей после принятия совместного решения.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Повышение качества результатов обучения и воспитания:
- Увеличение количества победителей предметных олимпиад разного уровня.
- Создание обновленных учебных и воспитательных программ, ориентированных на развитие компетенций школьников.
2. Обеспечение доступности качественного образования:
- Предоставление обучающимся различных форм получения образования, отраженных в Уставе школы.
- Сформированность у педагогов лицея инновационного подхода к осуществлению профессиональной деятельности.
3. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся:
- Совершенствование материально-технической базы для внеурочной деятельности обучающихся.
- Увеличение количества обучающихся, охваченных различными формами образования.
4. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы:
- Увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию и профессиональную подготовку по проблемам реализации новых федеральных образовательных стандартов в образовательной практике.
- Увеличение количества педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию.
5. Развитие инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности школы:
Совершенствование МТБ школы, направленной на повышение эффективности реализации государственной политики в сфере образования.
Управление программой:
Контроль за исполнением направлений программы развития и программы в целом будет осуществлять Совет школы.